Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад №30
Описание образовательной программы
Общие сведения
Образовательная
программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013
№ 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной
программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом
Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
Ссылка на ФОП ДО, утвержденной приказом Минпросвещения
от 25.11.2022 №1028
Цель Программы:
·
разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических
и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
·
обеспечить
единое содержание ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
·
приобщить
детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России, создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков
на основе осмысления ценностей;
·
структурировать
содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных
и индивидуальных особенностей развития;
·
создать
условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей;
·
обеспечить
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
·
обеспечить
развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
·
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи
и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения
и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения
их безопасности;
·
обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений
из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку
и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения
образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров
образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической
диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки
и реализации Программы характеристики — особенности развития детей |
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание
образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти
образовательным областям. Также в разделе описаны: ·
формы, способы, методы реализации программы; ·
особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик; ·
способы поддержки детской инициативы; ·
взаимодействие педагогического коллектива с семьями; ·
коррекционно-развивающая работа; ·
рабочая программа воспитания |
Организационный раздел |
В организационный раздел включают: ·
психолого-педагогические условия реализации Программы; ·
особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды; ·
материально-техническое обеспечение Программы
и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания; ·
примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для реализации Программы; ·
кадровое обеспечение; ·
режим и распорядок дня в возрастных группах; ·
календарный план воспитательной работы |
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы:
10,5 - часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа
по реализации Программы проводится в течение года и делится
на два периода:
·
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
·
второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей
опирается на определенный суточный режим, который представляет собой
рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии
с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются
рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные
особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области
охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня
составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды,
учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид
деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей
в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период
адаптации.
Возрастные и иные категории
детей, на которых ориентирована Программа
Организация
образовательного процесса имеет следующие особенности.
В МБДОУ
Детский сад №30 функционируют
5 возрастных групп.
Возрастная категория группы |
Группа раннего дошкольного возраста (1,6 —3 года) |
Группа младшего дошкольного возраста (3–4 года) |
Группа среднего дошкольного возраста (4–5 лет) |
Группа старшего дошкольного возраста (5–6 лет) |
Группа подготовительная дошкольного возраста (6–7 лет) |
Количество возрастных групп |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1.
Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
2.
Используется региональный компонент в образовательном
процессе.
3.
Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам
и социуму со стороны социально-психологической службы.
4.
Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения
детей.
5.
Используется модель личностно-ориентированного подхода при
взаимодействии взрослого и ребенка.
Ссылки на ФОП
ДО и парциальные программы
В соответствии
с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная
часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП
ДО.
Ссылка на ФОП ДО, утвержденной приказом Минпросвещения
от 25.11.2022 №1028
Для реализации части
формируемой участниками образовательных отношений, в ДОУ используются следующие
парциальные программы:
- Парциальная программа социально - коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» под редакцией Л.В.Коломийченко
- Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» под редакцией И.А. Лыкова.
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей (далее — образовательные области):
·
социально-коммуникативное развитие;
·
познавательное развитие;
·
речевое развитие;
·
художественно-эстетическое развитие;
·
физическое развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников ДОО
Основная цель
взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
·
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
·
единство подходов к воспитанию и обучению детей
в условиях ДОО и семьи;
·
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами
взаимодействия детского сада с семьей являются:
·
информировать родителей и общественность относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного
возраста, а также об образовательной программе, реализуемой
в ДОО;
·
просвещение родителей, повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны
и укрепления здоровья, развития и образования детей;
·
способствовать развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
·
построить взаимодействие в форме сотрудничества
и установления партнерских отношений с родителями детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
·
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу
совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:
·
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии
ребенка;
·
открытость;
·
взаимное доверие, уважение и доброжелательность
во взаимоотношениях педагогов и родителей;
·
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
·
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями
воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Название направления |
Содержание работы |
Диагностико-аналитическое
направление |
Включает получение
и анализ данных: ·
о семье каждого обучающегося, ее запросах
в отношении охраны здоровья и развития ребенка; ·
об уровне психолого-педагогической компетентности
родителей; ·
планирование работы с семьей с учетом результатов
проведенного анализа; ·
согласование воспитательных задач |
Просветительское
направление |
Просвещение родителей
по вопросам: ·
особенностей психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; ·
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; ·
ознакомления с актуальной информацией
о государственной политике в области дошкольного образования,
включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; ·
информирования об особенностях реализуемой в ДОО
образовательной программы; ·
условий пребывания ребенка в группе ДОО; ·
содержания и методов образовательной работы
с детьми |
Консультационное
направление |
Консультирование
родителей: ·
по вопросам их взаимодействия с ребенком,
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том
числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях
семьи; ·
об особенностях поведения и взаимодействия ребенка
со сверстниками и педагогом; ·
о возникающих проблемных ситуациях; ·
о способах воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного
возраста; ·
о способах организации и участия в детских
деятельностях, об образовательном процессе и др. |
Благодаря
разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников
повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех
участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей
и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент
в формировании традиций в учреждении — совместное проведение
народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся
мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические
формы взаимодействия МБДОУ Детский сад №30 с семьей
Этапы |
Формы |
Знакомство
с семьей |
Встречи-знакомства,
анкетирование |
Информирование
родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни открытых дверей,
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок
детского творчества, приглашение родителей на детские концерты
и праздники |
Просвещение родителей |
Лекции, семинары,
семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание родительской
библиотеки в группах |
Совместная деятельность |
Привлечение родителей
к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках,
в детской исследовательской и проектной деятельности,
в разработке проектов, кружковой работе |