Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Задоринка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №30 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей
Свердловская область, г. Красноуральск, ул. Дачная,3

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ Детский сад №30
__________ М.В.Бурнаева
Приказ №67 от 31. 08.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Фольклорного кружка «Задоринка»
Для детей от 4 до 7 лет
Срок реализации программы - 3 года

Автор-составитель:
Боброва Наталья Григорьевна,
Музыкальный руководитель

Г. Красноуральск
2024год
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка:
1.1.Направленность программ……………………………………………………………...3

1.2. Актуальность……………………………………………………………………………3
1.3.Адресат…………………………………………………………………………………..3
1.4. Режимзанятия……………………………………………………………….………….3
1.5. Число детей, одновременно находящихся в группе …………………………………3
1.6. Общий объем ОП ………………………………………………………………………3
1.7. Продолжительность части образовательной программы ……………………………4
1.8.Срок реализации ………………………………………………………………………..4
2. Цель и задачи программы………………………………………………...……..……..4
3. Содержание программы ……………………….…………………………………….....6
3.1. Учебный план…………………………………………………………………………...6
3.2. Календарный учебный график………………….……………………….……………...6
3.3. Содержание учебного плана …………………………………………………………...6
4. Планируемые результаты………………………………………………………………13
Комплекс организационно - педагогических условий
5. Условия реализации программы ……………………………………………….…….14
5.1. Материально - техническое обеспечение……………………………………….… ….14
5.2. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………16
5.3. Методические материалы………………………………………….…………………17
6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………….…………………18
7. Список литературы………………………………………………………………………19

Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Задоринка»

2

разработана на основании авторской парциальной программы «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой М. Д. Маханёвой.
Программа определяет новые ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании
детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры:
места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю
одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы,
песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует
познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому, социально коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное
начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей
способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое
проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических
позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
1.1.
Направленность программы
Данная программа имеет художественную направленность. Программа направлена на
активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Основана на
формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию
прошлого. Поэтому приобретение ребёнком культурных ценностей способствует
развитию его духовности, нравственно-патриотических позиций.
1.2.
Актуальность программы
Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании
детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Содержание
программы соответствует государственным образовательным стандартам по направлению
развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре.
1.3.
Адресат
Данная программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего дошкольного
возраста – от 4 до 7 лет.
1.4.
Режим занятий
Продолжительность занятия для детей от 4 до 5 лет (средняя группа) - не более 20
минут,для детей от 5 до 6 лет (старшая группа) - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7
лет (подготовительная группа) - не более 30 минут.
1.5.
Число детей, одновременно находящихся в группе
Количестводетей: группа до 15 человек
1.6. Общий объём ОП
Программа рассчитана на 3 года обучения с детьми от 4 до 7лет.
Период обучения.
Возраст

Объём 1
занятия

4-5 лет
1 год обучения
5-6 лет
1 год обучения
6-7 лет

20 мин
25 мин
30 мин

Объём образовательной нагрузки
Количеств Объём
Кол-во
о занятий в нагрузки занятий в
неделю
в неделю год
1 раз
20 минут
36
занятий
1 раз
25 минут
36
занятий
1 раз
30 минут
36
занятий

Объём
нагрузки
в год
12ч.
15ч.
18ч.

Занятия кружка осуществляются во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в
месяц (36 часов).
Средняя группа

3

1 неделя месяца (среда) 16.00-16.20
2 неделя месяца (среда) 16.00-16.20
3 неделя месяца (среда) 16.00-16.20
4 неделя месяца (среда) 16.00-16.20
Старшая группа
1 неделя месяца (среда) 16.00-16.25
2 неделя месяца (среда) 16.00-16.25
3 неделя месяца (среда) 16.00-16.25
4 неделя месяца (среда) 16.00-16.25
Подготовительная группа
1 неделя месяца (среда) 16.00-16.30
2 неделя месяца (среда) 16.00-16.30
3 неделя месяца (среда) 16.00-16.30
4 неделя месяца (среда) 16.00-16.30
1.7. Продолжительность части образовательной программы
Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение
свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. В процессе НОД
сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в
соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
1.8. Срок реализации программы – 3 года
2. Цель и задачи программы
Цель программы:
 Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с
бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными
ценностями, традициями, особенностями культуры. Приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям общества и государства.
Задачи:
 Обеспечение условий для всестороннего нравственно-патриотического воспитания
дошкольников, основанные на их приобщение к истокам русской народной
культуры.
 Раскрытие и воспитание духовно - нравственной личности ребенка с активной
жизненной позицией и творческим потенциалом
 Построение нового типа взаимоотношений с семьями воспитанников; активизация
позиции родителей через совместную творческую деятельность детей и родителей
в рамках тематического годового плана по приобретению детьми культурного
богатства русского народа.
Принципы и подходы к формированию Программы
При построении программы учитываются следующие принципы:
 соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
 сочетает
принципы научной обоснованности и практической применимости;
 отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать
поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаться к разумному «минимуму»);
 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
 строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей.

4

Комплексность
подхода,
обеспечивающего
развитие
детей
во
всех
взаимодополняющих образовательных областях в нашемучреждении успешно
осуществляется с помощью комплексно-тематического планирования. Выбор
определенной темы недели, месяца «проецируется» на пять образовательных областей,
предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса.
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.
Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая
сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации,
осмыслить связи между предметами и явлениями; предусматривает решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии
со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра, которая обеспечивает осуществление
образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:
- совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; направлена на
взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка,
создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от
материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды,
этнической принадлежности.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской
деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, двигательной активности, чтения в процессе
совместной и самостоятельной деятельности детей, включая взаимодействие с семьей и
социумом по реализации основной образовательной программы дошкольного
учреждения.
Для детей дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как игровая,включая
сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования
с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержание Программы в полном объёме реализуется в совместной деятельности
педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
Перечень
видов учебной деятельности

Объем образовательной нагрузки
Период обучения (возраст детей)
1 год обучения / 4-5
Количество
теория
часов

практика

5

Итогонаобразовательныйпериод

36

Перечень
видов учебной деятельности

Объем образовательной нагрузки

Итогонаобразовательныйпериод
Перечень
видов учебной деятельности

18

18

Период обучения (возраст детей)
1 год обучения / 5-6
Количество
теория
часов
36
18

практика
18

Объем образовательной нагрузки

Итогонаобразовательныйпериод

Период обучения (возраст детей)
1 год обучения / 6 -7
Количество
теория
часов
36
18

практика
18

3.2. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9

Окончание учебного года

36
36
1
15
16
19
5 сентября
31 декабря – 9 января
С 1 июня по 31 августа
31 мая

3.3.Содержание учебного плана
Тематическое планирование программы «Задоринка»
Средняя группа (от 4до 5 лет)
Неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Темы
«Во саду ли, в огороде»
«Чудесный мешочек»
«Коровушка и бычок»
«Бычок-чёрный бочок»
«Приглашаем в гости к нам»
«Гуси-лебеди»
«Сошью Маше сарафан»
«Золотое веретено»
«Волшебные спицы»
«Лисичка со скалочкой»

Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

«Петушок-золотой гребешок»
«Чудесный сундучок»
«Здравствуй, Зимушка-Зима»
«Зимовье зверей»
«Одень зверей»
«Сею, вею, посеваю, с Новым годом
поздравляю!»
«Сундучок Деда Мороза»
«Лиса и козёл»
«Весёлые ложки»
«Заюшкина избушка»
«Кто же в гости к нам пришёл»
«Русская балалайка»
«Лисичка-сестричка»
«Масленица дорогая»
«При солнышке - тепло, при матушке –
добро»
«Крошечка-ховрошечка»
«Весна, весна, поди сюда!»
«Пришла весна»
«Шутку шутить, людей насмешить»
«Небылица-небывальщина»
«Русская свистулька»
«Чудесный сундучок»
«Времена года»
«Волшебная палочка»
Игра с колобком
«Прощание с избой»
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

Средняя группа 1 год обучения (4-5 лет)
1 занятие:Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде».
Загадывание загадок об овощах и о фруктах.. Разучивание потешки «Наш козел».
2 занятие: Повторение песенки - потешки «Наш козел».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
3 занятие: Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание
потешек про корову и бычка. Знакомство с предметами обихода – корзина плетенная,
короб плетенный.
4 занятие: Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный
бочок, белые копытца».
5 занятие:Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям».
Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.
6 занятие:Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание
потешки «А тари, тари, тари»
7 занятие:Знакомство с женской русской народной одеждой.Повторение потешки «А
тари, тари, тари»
8 занятие:Знакомство с предметами обихода – прялкой иверетеном. Знакомство со
сказкой «Золотое веретено»
9 занятие:Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа ошерстяных изделиях и отом,
откуда берется шерсть
(козья, овечья)

7

10 занятие:Знакомство с предметами обихода – скалкой.Знакомство со сказкой
«Лисичка со скалочкой»
11 занятие:Упражнение в вежливом обращении к гостю.Дидактическая игра
«Похвали Петушка». Знакомствосо сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
12 занятие:Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадываниезагадок о домашних
животных). Повторение потешек ипопевок о домашних животных.
13 занятие:Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки«Как на тоненький
ледок».
14 занятие:Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторениепесенки «Как на
тоненький ледок».
15 занятие:Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми
сказки «Зимовье зверей»
16 занятие: знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»
17 занятие: беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, мороз, не
морозь мой нос»
18 занятие:Дидактическая игра «Похвали лису». Повторениепотешек о домашних
животных. Знакомство со сказкой
«Лиса и козел».
19 занятие:Знакомство с предметами обихода – деревяннымиложками. Загадывание
загадок о животных.
20 занятие:Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкинаизбушка».
21 занятие:Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки
22 занятие:Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки обалалайке
23 занятие:Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серыйволк».
24 занятие:Знакомство с Масленицей. Разучивание песни «Блины».
25 занятие:Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.Самостоятельный
рассказ «Какая моя мама». Пениепесенок о маме.
26 занятие:Знакомство со сказкой «Хаврошечка».
27 занятие:Рассказ о старинных обычаях встречи весны.Загадывание загадок о
весне. Заучивание заклички овесне.
28 занятие:Повторение заклички о весне. Знакомство спредметами обихода – поднос.
29 занятие:Знакомство с потешным фольклором – дразнилками,скороговорками.
Знакомство с предметами обихода –сечка.
30 занятие: Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание
небылиц.
31 занятие:Рассказ о глиняной свистульке.
32 занятие:Раскрашивание свистулек.Дидактическая игра «Угадай по
звуку».Слушаниенародных мелодий.
33 занятие:Рассказ о временах года с использованием загадок.Повторение закличек,
песенок о временах года.
34 занятие:Узнаваниезнакомых сказок поотрывкам из них, иллюстрациям, предметам.
35 занятие:Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки«Колобок».
36 занятие:Знакомство детей с новой сказкой (по выборуХозяйки). Прощальное
чаепитие
Старшая группа 1 год обучения ( 5- 6 лет)
Неделя
1
2
3
4

Темы
«Что летом родится-зимой пригодится»
«Гуляй, да присматривай»»
«Вершки,да корешки»»
«Хлеб всему голова»

Количество
1
1
1
1

8

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

«Октябрь пахнет капустой»
«Зайчишка-трусишка»
«У страха глаза велики»
«Друг за дружку держаться – ничего не
бояться»
«Знаешь ли ты сказки?»
«Гончарные мастеровые»
«Дикие животные»
«Что нам осень принесла»
«Здравствуй, Зимушка-Зима»
«Проказы старухи зимы»
«Лиса-обманщица»
«Пришла Коляда, отворяй ворота!»
«С Новым годом, со всем родом»
«Гуляй, да присматривай»
«Хороший город Городец»
«Городецкая роспись»
«Гуляй, да присматривай!»
«Сказка для Кузи»
«Письмо Нафане»
«Ой, ты, Масленица»»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Мудрёному и счастье к лицу»
«Гуляй, да присматривай!»
«Весна, весна, поди сюда»
«Шутку шутить, людей насмешить»
«Небылица в лицах, небывальщина»
«Красная горка»
«Апрель ленивого не любит»
«Весна красна цветами»
«Победа в воздухе не вьётся, а руками
достаётся»
«А за ним такая гладь – ни морщинки не
видать»
Прощание с «избой»
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

Содержание учебного плана 1 год обучения (5-6 лет)
1 занятие:Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете.
Загадывание загадок о летних явлениях природы. Знакомство с предметами обихода –
коромысло деревянное, ведро деревянное.
2 занятие: Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.Дидактическая игра «С какого
дерева детки? (плоды,листья).
Разучивание песенки-попевки «Восенушка - осень».
3 занятие: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».Дидактическая игра«Вершки да
корешки».Загадывание детьми загадок.
4 занятие: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомствосостаринными орудиями
труда – цепом и серпом.Пословицы и поговорки о хлебе
5 занятие:Беседа о характерных для октября явлениях природы,народных обычаях и
праздниках (Покров, Сергиевдень). Знакомство с предметами обихода – деревянным
корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка –осень»

9

6 занятие:Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучиваниепотешки «Зайчишка –
трусишка».
7 занятие:Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глазавелики».
8 занятие:Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый дамасленый». Беседа о
взаимовыручке и поддержке.
9 занятие:Литературная викторина по сказкам «Заяц – хвата», «Устраха глаза велики»,
«Крылатый, мохнатый дамасленый»
10 занятие:Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле.
Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Знакомство с предметами обихода – кувшин.
11 занятие:Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки – потешки о
лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.
12 занятие:Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет,
песенок, загадок, пословиц. Знакомство с предметами обихода – чугун, ступка.
13 занятие:Беседа охарактерных особенностей декабря с использованием
соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз»
14 занятие:Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты
Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи
зимы».
15 занятие:Викторина по сказкам. Разгадывание сюжета по сказки«Лисичка – сестричка и
серый волк».
16 занятие: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.Разучивание колядки.
17 занятие: Рассказ о традициях празднования Нового года. Пениеколядок.
18 занятие:Беседа о характерных особенностях января.Знакомство со сказкой «Морозко».
19 занятие:Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.
20 занятие:Продолжение рассказа о городецкой росписи.Составление узоров из
готовых форм. Повторениеузоров из готовых форм. Повторение пословиц и
поговорок о мастерстве.
21 занятие:Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой
«Два Мороза».
22 занятие:Самостоятельное рассказывание детьмисказок.Словесная игра «Аюшки»
23 занятие:Составление детьми письма Нафане – другу домовенка Кузи. Знакомство с
обрядами, посвященнымиМасленице.
24 занятие:Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.
25 занятие:Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.
26 занятие:Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.
27 занятие: Беседао характерных признаках начала
весны.Разучиваниезакличкиовесне«Жаворонки, прилетите»
28 занятие:Пение закличек о весне. Словесное упражнение«Какие краски и для чего
нужны весне».
29 занятие:Знакомство с потешным фольклором. Составлениедетьми потешного
рассказа. Загадывание загадок овесенних явлениях
30 занятие: Знакомство с русскими народными небылицами.Самостоятельное
придумывание детьми небылиц
31 занятие: Знакомство с традициями гуляний на Пасхальнойнеделе. Словесные игры.
Пение частушек
32 занятие:Рассказ о весенних полевых работах.
33 занятие:Повторениезакличек, песенок, пословиц о весне.Отгадывание загадки.
Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»
34 занятие:Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомствосо сказкой «Каша из
топора».
35 занятие:Знакомство детей с различными способами глаженьябелья. Загадывание
загадок о предметах обихода.

10

Знакомство с предметами обихода – утюг.
36 занятие:Словесные народные игры. Рассказывание докучных
сказок. Пение частушек.
Подготовительная группа 1 год обучения (от6 до 7 лет)
Неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Темы
«Что летом родится-зимой пригодится»
«Восёнушка осень-сноп последний косим»
«Хлеб всему голова»
«К худой голове своего ума не
приставишь»
«Град на усть реки»
«Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не
любит»
«Злое истребление»
«Камень-град»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать»
«Синичкин день»
«Где живёт перо Жар-птицы?»
«Чудо чудное, диво дивное – Золотая
Хохлома»
«Зима - не лето, в шубу одето»
«Светит, да не греет»
«Пришёл мороз - береги ухо и нос»
«Снегурочка-внучка Деда Мороза!»
«Пришла Коляда накануне Рождества»
«Зимние узоры»
«Гжель прекрасная»
«Гжель прекрасная»
«Дело мастера боится!»
«Живёт в народе песня»
«На героя и слава бежит»
«МасленицаПрасковейка, встречаем тебя
хорошенько!»
«Сердце матери лучше солнца греет»
«Русская матрёшка»
«Поэзия народного костюма!»
«Грач на горе - весна на дворе»
«Шутку шутить, людей насмешить»
«Наши земляки»
«Красная горка»
«Путешествие на златогривой чудо-тройке»
«Человек без Родины, что человек без
песни»
«Литературная викторина»
«Край родной, навек любимый»
Прощание с «избой»
Итого:

Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

11

1 занятие: Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок ипесенок о лете.
2 занятие: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях иприметах. Повторение
заклички «Восенушка – осень».
3 занятие: Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомствос жерновами и их
использованием. Знакомство состаринными орудиями труда – вилы, пила.
4 занятие: Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой«Про Филю». Словесная
игра «Филя и Уля».
5 занятие: Рассказ об истории города. Знакомство соборудованием религиозного культа–
икона,подсвечник.
6 занятие: Беседа о характерных приметах октября. Рассказ онародном празднике
Покрове.
7 занятие: Рассказ о монголо-татарском нашествии и придания ограде Китеже.Знакомство
со старинным оружием.
8 занятие: Знакомство с легендами Нижегородского кремля – пограничной крепости
Московского государства.
9 занятие: Онлайн экскурсия в Нижегородский кремль.
10 занятие: Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздникахСиничкин день и
Кузьминки. Знакомство с предметамиобихода – толкушка.
11занятие: Знакомство детей с хохломской росписью.
12 занятие: Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина»,«травка» и т.п.).
13 занятие: Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнениерусской народной
песенки «Как на тоненький ледок».
14 занятие: Беседа о разных источниках освещения.
15 занятие:Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «МорозИванович». Загадывание
загадок о морозе. Повторениепесенки «Как на тоненький ледок».
16 занятие: Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушиваниефрагментов оперы
Н.А. Римского – Корсакова«Снегурочка».
17 занятие: Беседа о рождественских праздниках, святочныхгаданиях. Пение
песенок. Знакомство с предметамиобихода – игрушки деревянные, глиняные.
18 занятие: Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
19 занятие: Знакомство с гжельским художественным промыслом.
20 занятие: Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.
21 занятие: Знакомство со сказкой«Семь Симеонов».Дидактическая игра «Кому, что
нужно для работы».Повторение пословиц о труде и мастерстве.
22 занятие: Беседа о русской народной песне. Знакомство спословицами и
поговорками о песне. Разучиваниерусской народной песни «Ой, вставала яранешенько».
23 занятие: Рассказ о русских богатырях. Знакомство с предметамиобихода – шкатулка.
24 занятие: Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.Знакомство с предметами
обихода – швейная машинка.
25 занятие: Этическая беседа о маме с включением народныхпословиц и поговорок.
26 занятие: Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.
27 занятие:Рассказ о народном костюме. Прослушивание русскихнародных песен.
28 занятие: Беседа о русских обычаях встречи весны. Пениезакличек о весне.
29 занятие: Беседа о народном юморе (докучные сказки,скороговорки, дразнилки)
Словесная игра «Путаница».
30 занятие: Рассказ о М. Горьком. Сказка М.Горького «ПроИванушку – дурачка».
Знакомство с предметамиобихода – хлебница.
31 занятие: Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры«Садовник», «Бирюльки».
32 занятие: Знакомство детей с образом коня в русском народномдекоративноприкладномтворчестве(городецкая,палехская, хохломская роспись). Рассказ о
мастерахПалеха. Прослушивание народных песен, воспевающихрусскую тройку.

12

33 занятие: Заключительная беседа о прошлом родного края игероях - земляках.
Знакомство с предметами обихода –радио.
34 занятие: Литературная викторина. Игра – драматизация.
35 занятие: Экскурсия. Русские подвижные игры на открытомвоздухе.
36 занятие: Заключительная беседа о русской избе и национальной
кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.
4. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты после реализации программы.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (4 - 5 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
 Качественное исполнение народных песен.(«Наш козёл», колядка
«Щедровочка», «Как на тоненький ледок»
 Умение различать звучание русских народных инструментов. (балалайка,
гармонь)
 Заклички о зиме, весне.
 Знать сказки «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое
зернышко», «Хаврошечка»
Ожидаемый результат: 2 год обучения (5 - 6 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
 Качественное исполнение народных песен: «Восёнушка-осень»
 Умение различать звучание русских народных инструментов.( балалайка,
гармонь, трещётка, деревнные ложки)
 Знать заклички о зиме, весне
 Знать сказки: «Мужик и медведь», «Заяц хваста», «У страха глаза велики»,
«Проказы старухи зимы», «Два Мороза».
 Знать потешный фольклором
Ожидаемый результат: 3 год обучения (6 - 7 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
 Качественное исполнение народных песен: «Как на тоненький ледок», пение
песен о зиме, осени, весне, народных закличек.
 Знать и пересказывать народные сказки: «про Филю», «Мороз Иванович»,
«Снегурочка», «Про Иванушку дурочка»
 Узнавать росписи: Хохломская, палех, гжель.
 Умение различать звучание русских народных инструментов (гармонь,
бабалайка, трещотки, домра, гусли, ксилофон).
- Знают основные литературные понятия по фольклору, песни, частушки, потешки,
загадки, пословицы, поговорки, заклички. умеют рассказывать русские народные
сказки и обыгрывать их.
- Знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях
изобразительного искусства; создают творческие работы по фольклорным
произведениям.
- Принимают активное участие в русских народных праздниках, знают названия
праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, Знают народные
приметы, умеют соотносить увиденное в природе c народными приметами.
- Сформированы начальные знания об особенностях народного быта, русской народной
культуре, используют в игре предметы быта русского народа;
13

- Умеют играть в подвижные и хороводные народные игры;
- Знают элементы русского народного костюма;
- Расширен словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского
народа;
Региональный компонент
- Дети владеют углубленными знаниями о городе, области, государстве, в котором живут,
знают символику, испытывают чувство гордости за свою малую родину, страну;
- Имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения.
Комплекс организационно-педагогических условий
5. Условия реализации программы
5.1.
Материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Приложения I,II, III из парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры О.Л. Князева, М.Д. Маханёва
В МБДОУ Детский сад №30 применяются информационно-коммуникационные
технологии с использованием мультимедийных презентации, которые дают возможность
педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Познакомить и
закрепить новый или изученный материал помогают и видео уроки, dvd-ДИСКИ,
диафильмы, аудиозаписи.
Электронные образовательные ресурсы
№

Название
CD-ROM.Русские народные сказки.

Количество
2

Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»

1

Перечень музейных экспонатов мини-музея «Русская изба»
средняя группа
чудесный мешочек
1
овощи
женский сарафан взрослый
1
сарафан детский
3
сарафан кукольный
2
прялка
1
веретено
1
спицы
+
скалка
1
деревянные ложки
балалайка муз.инстр.
бутафория
глиняная свистулька
серп
тяпка средняя

старшая группа

Разные 20
2
6
2
1
1

14

глиняные изделия
рождественские атрибуты
маски
старинные ёлочные игрушки
предметы городецкой росписи
куклы народные
самодельные:
шаблоны птичек жаворонков
пасхальные атрибуты
яица расписные папье-маше
украшения
куличи
пасха
топор игрушка
бутафория
утюг на углях
утюг нагревательный
утюг детский
домовёнок Кузя
игрушка –куклы в национальных костюмах и возраста
дедушка, бабушка, внучка Алёнушка, мальчик Иванушка, хозяйка
хозяин, младенец
подготовительная группа
предметы хохломской росписи
шаблоны картон
предметы вологодского кружева
предметы гжельской росписи
бутафория
иллюстрация картина И. Репина «Богатыри»
кукла масленица
матрёшка
деревянная
народный костюм
предметы одежды
валенки
сарафан
рубаха-косоворотка
лапти
платок
кокошник
ленты

+
+

пластинки грамзаписи
винил
проигрыватель пластинок
фигурка коня
предметы декоративно-прикладного творчества
городец

+

+
+
+
+
+

1
+
1
1
1

+
+
+
+
+
+
частично

+
+
+

15

палех
хохлома
корзинки
лукошко
туясок
берестяные предметы
скамья
фигурки животных птиц

+
+
+
+
+
+
2
+

5.2. Кадровое обеспечение
ФИО Боброва Наталья Григорьевна
Образование «Нижнетагильский областное музыкальное училище» г. Нижний Тагил,
1987г., по специальности преподаватель по классу аккордеон.
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Образовательный центр ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»2016г., по специальности
«Педагогика и методика дошкольного образования»
Квалификационная категория первая
Педагогический стаж 37 лет, в области дополнительного образования 10 лет
Дополнительные сведения награждена:
Почетной грамотой от Управления образования (2018).
Почётной грамотой за III место в конкурсе профессионального мастерства среди
педагогов муниципальных образовательных учреждений «Воспитатель года-2017»
Почётной грамотой за ІІ место в городском конкурсе профессионального мастерства на
лучшую методическую разработку «Растим патриотов России»- 2021г
Педагогические условия
(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих»)
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в
соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников студии и принимает меры
по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает
педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников.
Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Организует разные виды деятельности
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Обеспечивает и анализирует достижения
воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений,
других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим
работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при
проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Осуществляет координацию деятельности педагогических работников в проектировании
развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

16

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная
подготовка по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы.
5.3. Методическиематериалы
Основной формой организованной образовательной деятельности с детьми является такая
форма работы с детьми, как занятия.
В программу включены разнообразные виды занятий:
- учебное занятие;
- занятие – игра;
- практическое занятие
Формы проведения занятий:
- коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке вокальных русских народных
композиций);
- групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более),
имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
- парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтного
пения русских народных песен;
- индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного
материала и подготовки к сольному пению народных песен.
При организации образовательной деятельности программа предусматривает
следующие методы:
- теоретические (рассказ, беседа, объяснение);
- игровые (создание ситуаций успеха для каждого ребенка);
- визуальные (показ, видео, фотоиллюстрации);
- практические (певческие упражнения сольного и хорового исполнения, основы
танцевальных движений);
- сценические (выступления на праздниках с фольклорным содержанием).
- проблемно-поисковые методы (когда ребёнок сам придумывает танцевальные
движения, сочиняет музыку и так далее)
-творческие диалоги (когда ребёнок и взрослый вместе создают творческий «продукт»)
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Основная часть:
-Беседа.
-Пение,
-Музыкально-ритмические движения,
4. Игра.
5. Релаксация (слушание музыки).
6. Формы аттестации (контроля и оценочные материалы)
Формы аттестации
- изучение продуктов детской деятельности;
- игровые и творческие задания;

17

- диагностика;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- индивидуальные беседы;
- наблюдение;
- праздники.
Оценочные материалы
Диагностика уровня полученных знаний, навыков и умений
Результаты реализации программы осуществляется в форме мониторинга (или
диагностического обследования детей) и проводится 2 раза в год.
Цель мониторинга: проследить динамику развития и рост мастерства
воспитанников. При оценке результатов работы воспитанников, выделяются такие
аспекты, как: - критерии и форма оценки результата подготовки каждого воспитанника; оценка общего уровня подготовки всех воспитанников творческого коллектива.
Мониторинг позволяет организовывать работу с детьми в дошкольном учреждении в
режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать своевременные
правильные решения в распределении нагрузки на детей, реализации метода
дифференцированного и индивидуального подхода к организации образовательной
деятельности с детьми, в прогнозировании дальнейшей деятельности, направленной на
развитие дошкольников.
Диагностическая карта

Умение двигаться в
хороводах, играх.

Запомнить название
русских народных
песен, игр,
музыкальных
инструментов.

нсв

нсв

нсв

нсв

Умение применять
полученные знания в
самостоятельной
деятельности.

Умение различать
звучание русских
народных
инструментов.

балл

Показатели
(знания, умения, навыки)
Качественное
исполнение народных
песен.

Ф.И.

нсв

нсв
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Материальное обеспечение программы.
7. Список литературы
1. Бехметьева Т.И. Соколова Г.Т. «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль «Академия развития» 1997
2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Советский
композитор, 1986.
3. КартушинаМ.Ю.Русские народные праздники в детском саду – Творческий центр
Сфера Москва 2006.
4. Князева О.Л.,.Маханёва М.Д «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» (программа). - С.-Петербург, 1998

18

5. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.:
6.С. Мерзлякова «Гармошечка-говорушечка», Москва, «Музыка»,1987, выпуск №2 и № 5
7.Науменко Г.М. «Сказки, страшилки, смешинки» (народное творчество)
8.Науменко Г.М. Полное собрание русских народных детских игр с напевами «Гори, гори
ясно». ООО «Печатная слобода» Москва, 2016
9.Науменко Г.М. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. «Чудесный короб»
Москва. «Детская литература» 1988
10.Петров В.М., ГришинаГ.Н «Осенние праздники,игры и забавы» издательство «ТЦ
Сфера», 1998
Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г.
11.Русские народные подвижные игры М.Ф.Литвинова пособие для воспитателя детского
сада под редакцией Л.В.Руссковой. – Москва «Просвещение «1986

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».