Положение об индивидуализации образовательного процесса в МБДОУ Детский сад №30 (1)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-личностному
развитию детей
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МБДОУ Детский сад № 30
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ Детский сад № 30
М.В. Бурнаева
Приказ № 67 от 31.08.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЕТСКИЙ САД № 30

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 30
(далее ДОУ) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»; СанПиН 2.4/3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020; Приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования», Уставом.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки
и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее – ИОМ)
в ДОУ.
1.3. Под ИОМ в ДОУ понимается индивидуальный учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП) на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного воспитанника. Цель ИОМ в ДОУ – это создание условий, способствующих
развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его
потенциальных возможностей.
1.4. ИОМ является составной частью ОП дошкольного образования и призван:
обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); обеспечить освоение
образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в
особой жизненной ситуации; создать благоприятные условия развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
1.5. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФОП ДО и ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной
нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН -2.4/3648-20.
1.6. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ после педагогической диагностики
воспитанника.
1.7. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель
данного ИОМ в рамках учебного плана.
1.8. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
1.9. Работа по разработке и осуществлению работы по ИМО отвечает следующим
принципам:
принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к
усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование
индивидуальной траектории развития ребенка;
принцип соблюдения интересов ребенка;
принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по

сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание
взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя
традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными
детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему
легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство
(формировать картину мира), сообразно своему возрасту;
принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа
предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании
уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению
«навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма.
нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что
лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при
соответствующих условиях.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права
воспитанников в ДОУ на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по
индивидуальному образовательному маршруту.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут – учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
2.3. Задачи настоящего Положения:
определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ
обучение по индивидуальному образовательному маршруту;
обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному
маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными
требованиями;
обеспечение соответствия индивидуального образовательного
требованиям государственного образовательного стандарта;

маршрута

определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по
индивидуальному образовательному маршруту.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
1.1.
К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с
целью соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве
воспитанников на обучение по ИОМ;
выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых
для разработки ИОМ;
разработка образовательной программы дошкольного образования, включающих в
качестве механизма ее реализации индивидуальные образовательные маршруты;
организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта;
работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри
педагогического коллектива ДОУ при разработке и реализации ИОМ.

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ИОМ
4.1. По результатам мониторинга в начале учебного года педагогический работник
выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации образовательной программы по
ИОМ.
4.2. Родители (законные представители) воспитанников информируются
педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в
соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями,
установленными настоящим Положением.
4.3. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять
обучение ребенка по ИОМ в ДОУ разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим
Положением.
4.4. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям
(законным представителям) воспитанника ознакомиться с:
с образовательной программой дошкольного образования ДОУ;
с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации;
с формами работы с ребенком, включенными в ОИМ.
4.5. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещѐ раз
обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника.
4.6. На любом из этапов подготовки ИОМ с родителями (законными
представителями) воспитанника, с одной стороны, проводятся все необходимые
консультации с соответствующими специалистами дошкольного образовательного
учреждения, с другой стороны.
4.7. После согласования окончательный вариант ИОМ утверждается руководителем
ДОУ.
4.8. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с
учётом личностных особенностей воспитанника, а также с учетом особенностей
конкретного ИОМ.
4.9. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников, требующих
индивидуального подхода.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники
образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством.
5.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации
ИОМ является заместитель заведующего по ВМР ДОУ.
Он обеспечивает:
организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала
воспитанников по ИОМ;
организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ;
организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и
реализации ИОМ в строгом соответствии с ОП ДО;

контроль за соответствием ИОМ;
контроль за реализацией ИОМ;
взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ;
организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в
ДОУ;
организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации
ИОМ;
анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации ИОМ и
представление его результатов на педагогическом совете ДОУ.
Руководствуется в своей деятельности:
требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых
актов в сфере образования;
приказами и распоряжениями руководителя ДОУ;
Уставом ДОУ и принятыми в нем локальными нормативными актами;
настоящим Положением.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ,
принимается на педагогическом совете, согласовывается с Управляющим советом ДОУ и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение оформляется в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».