Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ Детский сад № 30 Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ Детский сад № 30 М.В. Бурнаева Приказ № 67 от 31.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД № 30 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 30 (далее ДОУ) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; СанПиН 2.4/3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020; Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», Уставом. 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее – ИОМ) в ДОУ. 1.3. Под ИОМ в ДОУ понимается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. Цель ИОМ в ДОУ – это создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей. 1.4. ИОМ является составной частью ОП дошкольного образования и призван: обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); обеспечить освоение образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 1.5. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФОП ДО и ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН -2.4/3648-20. 1.6. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ после педагогической диагностики воспитанника. 1.7. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель данного ИОМ в рамках учебного плана. 1.8. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 1.9. Работа по разработке и осуществлению работы по ИМО отвечает следующим принципам: принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту; принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в ДОУ на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту. 2.2. Индивидуальный образовательный маршрут – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. 2.3. Задачи настоящего Положения: определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ обучение по индивидуальному образовательному маршруту; обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями; обеспечение соответствия индивидуального образовательного требованиям государственного образовательного стандарта; маршрута определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по индивидуальному образовательному маршруту. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ 1.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся: информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по ИОМ; выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки ИОМ; разработка образовательной программы дошкольного образования, включающих в качестве механизма ее реализации индивидуальные образовательные маршруты; организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта; работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри педагогического коллектива ДОУ при разработке и реализации ИОМ. 4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ИОМ 4.1. По результатам мониторинга в начале учебного года педагогический работник выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации образовательной программы по ИОМ. 4.2. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 4.3. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять обучение ребенка по ИОМ в ДОУ разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим Положением. 4.4. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с: с образовательной программой дошкольного образования ДОУ; с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации; с формами работы с ребенком, включенными в ОИМ. 4.5. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещѐ раз обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника. 4.6. На любом из этапов подготовки ИОМ с родителями (законными представителями) воспитанника, с одной стороны, проводятся все необходимые консультации с соответствующими специалистами дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны. 4.7. После согласования окончательный вариант ИОМ утверждается руководителем ДОУ. 4.8. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с учётом личностных особенностей воспитанника, а также с учетом особенностей конкретного ИОМ. 4.9. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников, требующих индивидуального подхода. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством. 5.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ является заместитель заведующего по ВМР ДОУ. Он обеспечивает: организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по ИОМ; организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ; организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с ОП ДО; контроль за соответствием ИОМ; контроль за реализацией ИОМ; взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ; организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в ДОУ; организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации ИОМ и представление его результатов на педагогическом совете ДОУ. Руководствуется в своей деятельности: требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования; приказами и распоряжениями руководителя ДОУ; Уставом ДОУ и принятыми в нем локальными нормативными актами; настоящим Положением. 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с Управляющим советом ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение оформляется в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.